ВНЕДРЕНИЕ 1С:ERP и 1С:Управление холдингом     Главная     Проекты, результаты     Консультации (Новый раздел!!)     Обратная связь. Отзывы, рекомендации    
 












Бюджетирование в 1С:ERP/1С:Управление холдингом

Бюджетирование в 1С:Управление холдингом. Настройка мастер-бюджетов. (часть 5 из 8)

4. Настройка мастер-бюджетов

4.1 БДДС

Настройку мастер бюджетов начнем с расчета БДДС. Займемся этим бюджетом в первую очередь, так как в нашей модели пока никак не учитываются оплаты. Т.е. все бюджеты составлялись по начислениям.

Вспомним условия задачи, которые определяют – как следует планировать предоплата, постоплату; по поставщикам, по покупателям.
  • Закупка номенклатуры осуществляется в кредит с отсрочкой 60 дней. Продажа оборудования «с монтажем» осуществляется с отсрочкой платежа на 1 месяц. Все остальные виды номенклатуры (услуги монтажа, панели, прочее) – осуществляется по предоплате.
Таким образом, мы будет выделять суммы по предоплате и постоплаты. И при этом, расчет самих сумм предоплаты и постоплаты будет основан уже сформированных бюджетах.

Т.е. при настойке формул расчета будем брать суммы из бюджетов (в части начисления дебиторки / кредиторки), и при этом смещения (в месяцах) между этими начислениями и их оплатой.

Итак, настроим структуру БДДС.

Создадим в нем группы «Приход» и «Расход». Включим в эти группы показатели сумм поступлений и выплат. Так же введем показатели итогов по группам.

Показатель Кон. Остаток будет рассчитан по формуле (по связанным ячейкам):

Кон. Остаток = Нач. Остаток + Итого приход – Итого расход.



Обратим внимание на настройку формулы получения данных дня показателя Нач. остаток.

Нач. Остаток = Кон. Остаток (полученным со смещение на месяц назад!)

Т.е в качестве источника для получения начального (входящего) остатка используем тот же самый вид отчета (БДДС), но со сдвигом по периоду на месяц назад.




Для иллюстрации того, как отработает сводная таблица, приведем рисунок.
  • По каждому подпериоду (месяц) периода формирование бюджета (год) произойдет вычисление показателей БДДС. При этом после расчета кон. Остатка предыдущего месяца, полученный результат (смещение минус месяц) будут использован как источник для расчета нач. остатка текущего месяца. И так далее, до конца периода формирования бюджета (года).
Следует понимать, что чем больше формул и связанных показателей, а также чем шире период бюджета, то тем более длительным будет процесс расчета показателей в сводной таблице.

При расчете мастер-бюджетов такое время может получаться значительным.




Важно понимать, каким образом ввести входящий остаток для БДДС (аналогичная ситуация будет и по всем показателям активов и пассивов).

Входящий остаток заполним по фактическим данным (сальдо 51 счета на начало периода планирования). Т.е мы должны взять сальдо на конец 31.12.2016.

Обеспечим автоматическое заполнение показателя «Конечный остаток». Для этого, добавим новое правило расчета «Ввод входящих остатков Д/С» и выберем его.



Для его заполнения настроим такую формулу:



В качестве источника будет выступать регистр бухгалтерии. Сальдо конечное по Дт. 51 счета на конец декабря 2016 года.



При настройке источников (для расчета оплат по соответствующим начислениям) обратим внимание на то, как использовать смещение по периодам.

Например, если нам нужно для БДДС запланировать суммы выплаты з/п фот фикс, то для формулы расчеты, в качестве источника мы укажем источник (бюджет начисления з/п) со сдвигом один месяц. Т.е. начисления в этом месяце, а оплата (как обычно) в следующем.

Аналогичный подход будет и при настройки сдвига по периодом между начислениями и оплатами поставщикам и покупателям.




На данный момент все необходимые настройки для формирования БДДС мы сделали. Но перед тем как закончить настройку БДДС, сделаем одно небольшое усложнение задачи.

Будем считать, что кроме прихода и расхода д/с нам необходимо в БДДС выводить суммы закупок. При этом делать это следует нарастающим итогом, с начала года.

Таким образом мы познакомимся еще с одним полезным механизмом настройки источников данных. А именно, использование встроенного языка для установки параметров для источников данных.

Нужно отменить, что такие вещи как получение нарастающего итога, итога за весь интервал данных в 1С:ERP уже заложено сразу. А вот в 1С:УХ такое реализовать возможно, но для этого придется настроить алгоритм на встроенном языке. Делается это в режиме предприятия. Посмотрим, как это можно сделать.




Добавим еще один показатель в бюджет (Начисленно по закупке) и настроим для него источник данных. Обратим внимание на настройку параметра отбора (период отчета).




Укажем, что в качестве отбора у нас будет выступать «функция на встроенном языке (будет возвращать список значений)»

Поясним, что требуется реализовать. Например, если текущая группировка по периоду это сентябрь, то функция должны вернуть список значений периодов с начала года. Т.е январь, февраль, март и т.д. до сентября включительно.

Таким образом, мы сможем в сводной таблице получать закупки, нарастающим итогом, с начала года.

Итак, кликнет в поле «Уточнение отбора» и перейдем составлению алгоритма на встроенном языке:





Поясним алгоритм. При написания любых алгоритмов здесь на входе предопределенная переменная ЭтотОбъект. Эта переменная содержит все параметры текущего отчета в периоде.

А именно, текущий период, организацию, сценарий и т.д.

Выходным значением всегда является предопределенное значение – ЗначениеПараметра.

Сюда нужно вернуть либо одиночное значение, либо список значений.

В нашем алгоритме, мы собираем в список значений все периоды (месяцы) с начала года и до текущего периода включительно.

Итак, все готово для расчета БДДС.

Выполним все действия последовательно.
  • Введем остаток по БДДС на коней декабря 2017.
Для этого, сначала откроем период – декабрь 2017 по сценарию МСК План оптимистический.

Затем, введем остатки на конец декабря 2017.
Здесь и далее, при вводе остатков удобнее (традиционно) использовать не сводную таблицу, а явно формировать вводить документы «Экземпляр отчета».


Так и поступим. Введем экземпляр отчета (перейдем в раздел «Планирование и контроль/Экземпляры отчета/Создать»)

В качестве правила обработки выберем – «Факт (..»





Заполнение выполним по указанному правилу расчета.



Аналогично поступим и со сценарием факт. Откроем период – декабрь 2016 по сценарию факт, и после введем по этому сценарию экземпляр отчета. Заполним его по правилу факта.

И вот, наконец, рассчитаем БДДС.

Видим, что остатки на начало равны остаткам на конец предыдущего месяца; суммы закупок у поставщика выводятся нарастающим итого с начала года.



После этого введем БДДС по сценарию факт за январь 2017 года. Для этого, предварительно откроем период январь 2017 года по сценарию факт.

Заполним бюджет по сценарию факт. Получим такой бюджет:




4.2 БДР

Процесс настройки БДР будет проще, чем БДДС. Так как остатков в данном бюджете выводить не нужно.

Суть того что предстоит нам сделать, это выявить все обороты по Кт 90 счета (и собрать их в раздел доходы) и все обороты по Дт 90 счета (и собрать их в раздел доходы).

Здесь (и для формирования ББЛ также ) важно понимать, что у нас одни и те же обороты могут присутствовать в разных бюджетах. Например, начисленная зарплата ФОТ у нас присутствует как в бюджете ФОТ, так и в бюджете административных расходов.

Поэтому, и для БДР, и для ББЛ нужно не запутаться и учесть (при составлении формул расчетов и источников) эти обороты один раз.

Итак, перейдем к структуре бюджета БДР. Структура будет такой:





При настройки формул для планового сценария (правила расчета) каких либо особенностей нет. Здесь необходимо брать суммы начислений из соответствующих операционных бюджетов.

А вот для настройки для фактического сценария (такое правило также нужно отдельно добавить и настроить) особенности будут. И то касается настройки для суммы списания себестоимости.



Здесь суть в том, что суммы списания себестоимости никак не транслированы в подсистему бюджетирования. Например, выручка от продаж транслирована, создан соответствующий документ «Отражения факт. данных» и сформированы обороты в регистр Бюджет доходов и расходов (и эти обороты и следует получить как источник данных в формулу заполнения бюджета), для списания/поступления д/с так же сформированы документы отражения факта и также сформированы движения в регистр Бюджет движения денежных средств.

А вот списание себестоимости – никак не транслировано. Поэтому, мы поступим так. Для заполнения факта в бюджете мы будет брать бухгалтерские обороты Дт90.2 Кт 41.

Т.е. создадим источник данных, нацеленный на обороты по бух. счетам.



И здесь есть нюанс. Дату конца придется получить через настройку функции на встроенном языке.

Здесь дело будет в том, что дату конца для бух. оборотов нам нужно будет получить с указанием времени конца месяца. Т.е. например, не 31.01.2016 00:00:00, а 31.01.2016 23:59:59.

Для этой задачи и применим функцию на встроенном языке. Функция будет очень простой:



И наконец, покажем, как получаются факт. данные из регистров бюджетирования:



Здесь всегда важно не забывать про настройку отборов по статьям движения доходов расходов, статьям движения денежных средств, статьям движения ресурсов.

Теперь откроем сводную таблицу и заполним бюджет БДР:

по плановому сценарию (за период январь 2017-декабрь 2017)


  • и по фактическому сценарию (за период январь 2017)





4.3 ББЛ (бюджет балансового листа)


Теперь, перейдем к процессу расчета ББЛ (другое его название – прогнозный баланс).

Его расчет в программе 1С:УХ является пожалуй наиболее трудоемким и кропотливым занятием (по сравнению с предыдущими мастер бюджетами).

Основная сложность здесь кроется в том, что нам придется каждую сумму из ББР, БДДС, и так же часть сумм из операционных бюджетов (то, что не относится к 51 и 90 счетам) отразить в ББЛ по принципу двойной записи. Т.е. и по дебету, и по кредиту.

Т.е нужно ничего не забыть, ни где не ошибиться. А иначе, баланс у нас не сойдется. L

Уместно здесь заметить, что в 1С:ERP процесс получения ББЛ будет значительно проще. Т.е если в 1С:ERP правильно настроена связь статьей бюджетирования и показателей, то баланс сойдется автоматически. И при построении ББЛ обеспечивать (настраивать) «двойную запись» уже не придется.

А 1С:УХ «двойную запись» придется «обеспечивать в ручном режиме».

Так же в ББЛ, как и в БДДС, будут входящие остатки и остатки на конец периода. Настройки формул и способы заполнения входящих остатков (по факту, т.е. по сальдо бух. счетов) будут аналогичны тому, как это мы делали для БДДС.

Поэтому, отдельно останавливаться на настройки правил ввод нач. остатков мы не станем.

Отдельно, обратим внимание только на то, что суммы в пассиве (например, Нач. остаток по 60 или Нач. остаток по 90 счету) нужно ввести в бюджет со знаком «минус». Про «минус» очень важно не забыть, а иначе баланс у нас не сойдется.

Перейдем к структуре бюджета ББЛ. Традиционно этот бюджет будет состоять из групп: Активы и Пассивы.

В качестве показателей будут начальный остаток, приход, расход, конечный остаток по счетам активов и пассивов (введем с таблицу такие строки, подчиним их группировкам активы и пассивы).



Принципы настройки получения начальных (входящих) остатков, а также расчета конечного остатка (формулы) – все это будет аналогично тому, как мы это настраивали для БДДС.

Поэтому, останавливаться на этом мы не будем.

Обратим внимание на следующее:
  • Все данные по 51 счета (и нач. остаток, и приход, и расход) – будет получать из бюджета БДДС;
  • Расход 90 счета будем получать из БДР – из показателя итого доходы;
  • Приход 90 счета будем получать из БДР – из показателя итого расходы;
  • Все остальные обороты (приход и расход) будет получать из соответствующих операционных бюджетов;
И еще, для проверки (создадим отдельную группу – Проверка) добавим два показателя (тип булево):
  • Показатель «Автоматическая проверка» будет заполнятся автоматически. Пропишем для него соответствующую формулу (будем обращаться к показателям бюджета, через предопределенную переменную Показатели);
  • Показатель «Бюджет подтверждаю» будет вручную устанавливать пользователь. Этот показатель будем использовать в экземпляре отчета, при вводе нач. остатков по счетам активов и пассивов.




Итак, выполним расчет ББЛ:
  • Сначала заполним экземпляры отчетов (по плановому и по факт. сценарию) на конец декабря 2016 года.
Видим, что выполнена проверка равенства активов и пассивов.


  • Затем, рассчитаем сводную таблицу по плановому сценарию, за период январь 2017-декабрь 2017.
Видим, что баланс сходится.



  • И наконец, рассчитаем баланс за январь 2017 года по сценарию факт.
Убедимся, что остатки в бюджете совпадают с остатками на конец января 2017 по соответствующим бухгалтерским счетам.





Ну что же, самая трудоемкая часть задачи - решена! Мастер-бюджеты рассчитаны.

На данным момент, мы уже решили большую часть подзадач нашей комплексной задачи, соответствующей уровню 1С:Специалиста-консультанта по бюджетированию.

Впереди осталось всего-то 3 раздела. :-) Перейдем к подзадачам построения план-факта, утверждения бюджетов и настройки доп. отчетов.

.$.
 

    © 2011 Горский Михаил.