ВНЕДРЕНИЕ 1С:ERP и 1С:Управление холдингом     Главная     Проекты, результаты     Консультации (Новый раздел!!)     Обратная связь. Отзывы, рекомендации    
 












Бюджетирование в 1С:ERP/1С:Управление холдингом

Бюджетирование в 1С:Управление холдингом. Создание операционных бюджетов. (часть 4 "Б" из 8)

3.2 Операционные и вспомогательные бюджеты

Рассмотрим последовательность ввода операционных бюджетов и настройку взаимосвязей между их показателями.

Предварительно еще раз стоить отменить, что в отличии от 1С:ERP, в программе 1С:УХ нет понятия статьи бюджетирования (поддерживающей принцип двойной записи и влияющей таким образом на показатели Дт. и Кт.).

По этому обороты по операционным бюджетам (например, бюджет продаж) будут вводится не по статьям бюджетирования (как это делается в 1С:ERP), а по показателям видом отчетов.

Такие показатели (например, выручка от продаж) будут аналогичны статьям в 1С:ERP. Но есть одно важно отличие. Эти показатели сами по себе никак не будут изменять активы и пассивы баланса. Таким образом, обеспечить принцип «двойной записи» придется при настройке отчета ББЛ самостоятельно (что существенно усложняет создание ББЛ в 1С:УХ в сравнении с 1С:ERP).

3.2.1. Продажи без монтажа

И так, первым («тянущим») бюджетом будет бюджет «Продажи без монтажа».

Создадим такой вид отчета. У него будет один показатель. Назовем его «Выручка от продаж без монтажа (Дт 62 Кт 90)». У показателя будет аналитическое раскрытие по видам номенклатуры.

Указание счетов Дт и Кт в названии поможет нам в дальнейшем понимать, что эту сумму (сумму продаж) мы обязаны будем отразить в отчете ББЛ. Т.е не забыть про двойную запись и учесть с одной стороны и дебиторскую задолженность (Дт62) и выручку (Кт90).



Заполним суммы в этом бюджете вручную.

Однако, перед тем (как заполнять этот и другие бюджеты) нам необходимо будет ввести сценарий бюджетирования (назовем его МСК План оптимистический), создадим регламент и откроем период (2017 год с разбивкой помесячно).




3.2.2. "Продажи с монтажем"

Вторым («тянущим») бюджетом будет бюджет «Продажи с монтажем».

Отличие от предыдущего бюджета будет в том, что в нем (в шапке) будет указывать монтаж, по которому планируется продажа. Так же в рамках этого бюджет необходимо обеспечить автоматический расчет суммы реализуемых монтажных услуг.

По условия задачи эта сумма равна = 0.5 (Выручка от продажи оборудования + Выручка от продажи панелей).

Так как аналитика «Монтаж (Контагент)» будет сквозной для всего бюджета, то ее можно указать сразу на уровне аналитик отчета.




Далее, перейдем к бланку отчета, зададим структуру отчета и настроим формулы расчета.

Здесь обратим внимание, что кроме показателей «Выручка от продаж оборудования», «Выручка от продаж панелей», «Выручка от продаж услуг», мы создали вспомогательный показатель «Расчет суммы выручки услуг».

И для вспомогательного показателя настроили формулу расчета.

Вспомогательный показатель нам потребовался по той причине, что у сводной таблицы 1С:УХ есть особенность – рассчитываемые показатели пользователь редактировать не может.

Т.е это значит, что если бы мы настроили формулу расчета не для вспомогательного, а для основного показателя (выручка от продаж услуг), то значение его бы рассчиталось без проблем, однако пользователь не смог бы отредактировать полученные данные.

В нашей задачи будем полагать, что после расчета суммы выручки по услугам пользователь имеет необходимость в каких-то случаях выполнять ручную корректировку результата.

Таким образом, результат расчета будет формироваться во вспомогательном показателе. Далее, пользователь выделяет всю область расчетных показателей по выручке, копирует ее в основные показатели по выручке; при необходимости редактирует отдельные суммы выручки.



Итак, заполним и выполним расчет бюджета "продажи с монтажем".
  • Сначала заполним параметры шапки бюджета, выберем контрагента «Монтаж 1»



  • Затем, введем суммы по оборудованию и по панелям;
  • Затем выполним команды «Дополнительно/Пересчитать по правилу»




  • Здесь выберем правило «Продажи с монтажем» и выполним команду «Вычислить».




Сразу после этого программа и применит формулу расчета сумму выручку по услугам.
  • Скопируем область показателя Расчет суммы выручки и вставим ее в область МСК Монтаж.




Здесь надо отменить, что такого ограничения (как невозможность изменить рассчитанный показатель) - в 1С:ERP нет.

По этому, в 1С:УХ для решения подобной проблемы приходится идти на определенные неудобства.

И теперь, перед тем как перейти к следующим бюджетам, обратим внимание еще на одну важную деталь. А именно на то, что аналитика «МСК Вид номенклатуры», обязательно должна присутствовать в бланке сводной таблицы.

В противном случае, например, «Выручка от продаж оборудования» по показателю будет записана, но будет потеряна аналитика раскрытия.

И вот еще важный момент, связанный с возможностями раскрытия по аналитикам и настройке сводной таблицы.

А именно, в сводной таблице 1C:УХ можно настроить раскрытие только показателя по группе. Но наоборот нельзя.

Т.е. например, показатель «Выручка от продаж оборудования» можно вывести в разрезе видом номенклатуру. Но обратную группировку сделать в сводной таблице – не получится.




При этом, в 1С:ERP как раз возможны оба варианта. Таким образом очевидно, что возможностей по настройке группировок сводной таблицы 1С:УХ явно меньше.



Так как мы планируем выручку и по монтажу 2 тоже, то так же заполним и по этой аналитике бюджет продаж с монтажем.

3.2.3. Бюджет "дополнительных расходов подрядчиков по монтажам".

В рамках этого бюджета рассчитаем (сразу для обоих монтажей) сумму доп. расходов подрядчиков.

В итоге, после расчета получим такой бюджет:



Особенностями этого бюджета будет то, что суммы выручки от продаж оборудования и выручки от продаж панелей следует получить из другого бюджета (который мы ранее создали).

Формула расчета будет выглядеть примерно так:




Для того что бы прочитать показатели других бюджетов, либо получить остатки и обороты по бух. счетам, либо получить данные регистров бюджетирования, либо вообще получить данные произвольным алгоритмов или из внешней информационной базы – для решения всех этих задач в программе 1С:УХ предусмотрен исключительно мощный механизм. Это – механизм настраиваемых источников.

Сразу отметим, что в 1С:ERP такого механизма нет. Точнее скажем, что с точки зрения архитектуры 1С:ERP он и не предусматривался.

Итак, настроим источники для получения данных по выручке.

Нажмем на кнопку «Добавить операнд».




Далее, выполним создание и настройку источника данных.

В первую очередь укажем – способ получения: Показатель отчета текущей ИБ

Вид отчета укажем – Продажи с монтажем

Показатель – выберем «Выручка от продаж оборудования»




Сразу обратим внимание (выделено желтым цветом), аналитика источника (контрагент) транслируется в аналитику приемника.

В текущем виде отчета так же есть аналитика «Контрагент», но определена не на уровне аналитик отчета, на уровне группы раскрытия показателя «Услуги подрядчиков (Дт90 Кт60)

Обратим внимание на необходимость настройки отборов.

При этом, часть параметров отборов должна автоматически транслироваться из текущего бюджета. Это валюта, организация, период, сценарий.

А вот на этом, аналитику 2 (вид оборудования) мы явно установим фильтр. То есть укажем, что нас интересуют продажи именно по виду номенклатуры – оборудование.

Очень полезной (помогает быстро проверить) для настройки источника является команда «Проверить».

Что бы проверить, что вернет источник данных по указанным настройкам, необходимо сначала ввести значения для проверки, а затем нажать на «Проверить»



В результате, программа вернет результат от источника



Стоит сказать о том, что такой удобной сервисной функции «Проверка источника» при настройке операндов бюджетов в 1С:ERP нет.

Итого, в нашей формуле будет два операнда: «Выручка от продаж оборудования» + «Выручка от продаж панелей». Данные будут получены в разрезе аналитики Контрагент.

Откроем сводную таблицы и выполним расчет. В результате получим следующий бюджет.



3.2.4. Бюджет фот фикс и бюджет инвестиций.

Теперь сформируем два простых бюджета.

Бюджет инвестиций будет самым простым. Он будет отражать планируемые затраты на приобретение оборудования.

Сразу отметим, что в рамках этого бюджета (и всех остальных бюджетов) планируется только начисление (в данном случаем - затрат). Все оплаты (и входящие и исходящие) мы будет планировать отдельно, в рамках бюджета БДДС.


Далее введем бюджет ФОТ фикс. зарплаты.




В настройка сводной таблицы этого бюджета будет небольшая особенность: организацию (точнее скажем – ЦФО) мы перенесем из шапки в строки.




Благодаря такой настройке в одном бюджете мы сразу введем данные в части ФОТ зарплаты по всем нашим ЦФО.

Здесь же стоит сказать, что в 1С:ERP цфо (подразделение) является аналитикой шапки экземляра бюджета. При этом, перенести эту аналитику «в строки» (без ее повторения в аналитика раскрытия!) невозможно.

По этому, сводные бюджеты по нескольким ЦФО удобнее делать в программе 1С:УХ.




3.2.4. Бюджет закупок и бюджет списания себестоимости.

Создадим бюджет закупок и выполним его расчет. В результате расчета получим рассчитанные суммы «Расчет суммы закупки» в разрезе видов номенклатуры.

Скопируем полученные значения в область «Закупка ТМЦ (Дт41 Кт 60)». При необходимости, пользователь сможет откорректировать суммы закупи.





Алгоритм расчета, который мы заложили в формулу расчета показателя «Расчет суммы закупки», такой:

«Сумма закупки = Сумма продажи за минусом % торговой наценки».

При этом саму торговую наценку мы уже ввели как нефинансовый показатель, в разрезе видов номенклатуры.

Формула расчеты выглядит так:



Источники данных для расчета:



Обратим внимание на фиксированные параметры отбора источника торговой наценки




После того как бюджет закупок рассчитан, создадим и заполним (уже полностью расчетным путем) бюджет списания с/c.

Т.е. будем считать, что все закупаемые ТМЦ продаются в полном объеме. Доп. расходов на с/c у нас по условию задачи так же нет.




3.2.5. Бюджет административных расходов.

Создадим бюджет административных расходов, настроим его структуру и пропишем формулы расчета показателей.

У бюджета будет следующая структура




По условия задачи нам необходимо распределить сумму расходов на коммуналку, а так же начисленную зарплату ФОТ фикс и прочие адм. расходы между монтажами.

Таким образом в нашем бюджете будет два однородных раздела: «Монтаж 1» и «Монтаж 2». А также раздел «Всего по монтажам».

В разделе «Всего по монтажам» мы выведем (точнее получим по данным других бюджетов и показателей) общую сумму начисленной ФОТ (по всем ЦФО), общую сумму по всем услугам монтажей и годовую сумму коммуналки.

В разделе монтажа (1,2) для каждого из них мы получим (из «бюджетов продаж с монтажем») сумму услуг (по этому монтажу). Таким образом, мы формула для коммуналки (распределенная на каждый монтаж) будет такой:

Сумма коммуналки распределенная на монтаж = (Сумма услуг по выбранному монтажу/Общая сумму услуг по всем монтажам)*(Всего коммуналки в год/12);

Распределение суммарных затрат ФОТ на каждый из монтажей выполним аналогично:

Сумма фот распределенная на монтаж = (Сумма услуг по выбранному монтажу/Общая сумму услуг по всем монтажам)*(Общая сумма ФОТ);

Таким образом (при таком расчете) мы используем и методы получения данных «по источникам» и далее, методы расчета по «связанным c ними ячейкам»

При этом, суммы прочих административных расходов не рассчитываются. Их вводит, в разрезе монтажей, пользователь.

В результате расчета и заполнения получим следующий бюджет.




3.2.5. Бюджет премий отдела продаж.

Создадим бюджет расчета премии ФОТ отдела продаж.

По условию задачи мы должны взять 10% суммы разница между выручкой «прочего» (берем эту сумму из бюджета продаж) и себестоимостью «прочего» (берем эту сумму из бюджета себестоимости).

И к полученной величине нужно додавить 5% от суммы выручки по услугам монтажа (берем эту сумму из бюджета продаж с монтажем).

Полученная формула будет выглядеть так:



Теперь мы можем рассчитать бюджет премий.




3.2.7. Бюджет коммерческих расходов.


По условия задачи в бюджете коммерческих расходов должны быть отражены расхода на рекламу, услуги подрядчиков по монтажу, премия отделу продаж, а также прочие коммерческие расходы.

При этом, в бюджете коммерческих расходов нужно обеспечить расчет предельной сумму расходов на рекламу (4% от выручки), которую превышать не следует.

Для заполнения суммами затрат на услуги подрядчиков, а также сумм начисленной премии следует настроить соответствующие источники данных. Т.е данные берем из бюджета доп. расходов на монтажи и из бюджета премии ФОТ.

Для расчета «4% от суммы выручки» берем общие сумму выручки по «бюджетам продаж без монтажа» и «с монтажем». И уже полученную сумму умножаем на 0.04.

При этом нужно всегда не забывать обращать внимание на настройку отбора по аналитике «Организация».



Суть в том, что «организация» в заполняемом бюджете зачастую отличается от бюджета источника.

Например, бюджет коммерческих расходов у нас будет формироваться в разрезе ЦФО «Администрация», а бюджет премий сформирован в разрезе «Отдела продаж».

По этому, если организации в бюджетах различаются, то тогда нужно явно настраивать отбор по организации (или по списку значений организаций).

Рассчитаем бюджет коммерческих расходов. Cуммы по рекламе и прочим расходам заполним «в ручную».



На этом настройка операционных бюджетов завершена.

Мы подробно рассмотрели то, каким образом в 1С:Управление холдингом настраиваются связи между бюджетами, как настраиваются источники данных, какие есть особенности настройки формул, сводных таблиц и мн. другое.

Все эти знания помогут нам при настройке наиболее сложных наших бюджетов, а именно, мастер - бюджетов.

.$.
 

    © 2011 Горский Михаил.