ВНЕДРЕНИЕ 1С:ERP и 1С:Управление холдингом     Главная     Проекты, результаты     Консультации (Новый раздел!!)     Обратная связь. Отзывы, рекомендации    
 












1С : Консолидация & Отчеты

Внедрение 1С:Консолидация. Управленческая отчетность. Введение.

Если заинтересоваться вопросом «Какие тиражные решения 1С прошли внедрение и работают на сегодняшний день ?»,то мы увидим такую «картину»...

Таким образом, ERP (комплексные) системы занимают только ~ 8 % от всего рынка.

А УПП, наиболее развитое по функциональности решение, всего лишь 2 %.

Конечно же, это объяснимо, т.к. только 2% предприятий реально могут «потянуть» УПП,
в то время как остальные 98% не имеют ресурсов (и материальных и организационных)
для внедрения ERP-систем.

При этом, «революция систем автоматизации учета 2000-х годов» (назовем ее так :-)) фактически
завершилась. Везде (где предприятия были к этому готовы) - автоматизирован первичный
бухгалтерский учет, оперучет (в основных контурах) и торговый учет.

Конечно же, развитие здесь не останавливается, многие предприятия продолжают работать на системах, построенных еще с начала 2000-х годов (на пример 1С.7.7).

В этих системах много несовершенства, их трудоемко развивать; долго и дорого решать новые,
более сложные задачи.

Однако, экономическая и инвестиционная (в первую очередь!) ситуация таковы , что большинство
компаний не готовы к технологическому прорыву в этом направлении.

Драйверами развития (особенно в РФ) могут быть только руководства верхнего звена компании.

Если, например, менеджеры по продажам, работают в достаточно несовершенной, программе 1С,
и при этом (допустим) вынуждены еще использовать и EXCEL (так как у них нет в программе нужных им отчетов), то эта проблема, зачастую, не особо заботит руководство.. «Ну ничего, справятся, привыкнут…
А кому уж очень не нравиться, то возьмем другого сотрудника».

И тем не менее, интерес к ERP-системам есть и его проявляют именно руководители верхнего звена и представители руководства.

Все, конечно, осознают, строимость и трудозатратность внедрения ERP-систем, однако руководству компании (более всего другого) необходима профессионально подготовленная, финансовая управленческая информация.

По известным причинам, наша (РФ) бухгалтерия не может предоставить управленческую финансовую отчетность.

Вот ERP-система как раз и может формировать такую отчетность, однако ERP - это только для 2%-8% процентов компаний.

Так как же быть остальным 92 % ?

Обращу внимание еще на один момент: характерно, что при наличии на предприятии различных программ и средств автоматизации, финансовое руководство, руководители верхнего звена все равно (в итоге) отрывает программу EXCEL...

Далее они "что-то туда копирует", "что-то там пересчитывают", кому-то (слава богу :-)) помогают макросы.

И в итоге, главные выводы и управленческие решения принимаются именно на основании данных, полученных
в этих вот электронных таблицах.

Такая, вот, автоматизация; стоит задуматься о ее причинах…

Тогда возникает вопрос: "А каким образом может быть построена эффективная информационная система, на выходе который формируется профессиональная управленческая отчетность ?"

Профессиональная означает то, что отчетность должна быть «аудируемой».

Т.е, например фин. директору «одним взглядом» нужно увидеть, например, сумму прибыли по выбранному направлению деятельности, а так же суммарно по всем направлениям и отклонение от предыдущего периода.

И формировать множество разных отчетов ему некогда, должно быть «все в одном флаконе».

Однако, если у фин. директора, вдруг возникнет желанию углубиться и понять: «А откуда взялась такая-то прибыль ?», то отчет «должен уметь» раскрываться и показать "от куда эти данные образовались и т.д".

Так какие же есть варианты построения системы, что бы получать такую отчетность ?
Первый, классический путь – это внедрение ERP – системы.

Но важно понимать, что такая система должна будет работать очень четко, «как часы».


А иначе (при условиях общей неорганизованности РФ и не соблюдения регламентов), ERP-система не сформирует такую отчетность.

В программах "1С" класса ERP (например, УПП) есть достаточное количество узких мест, не пройдя которые

(не исправив ошибки, не выправив «косяки» в движениях и т.д), процесс формировании отчетности остановиться.

Характерные примеры - расчет с/c, закрытие месяца по бухгалтерии.


А как всем известно – «Где тонко, там и рвется..»


Очень важно, что ERP-системы основаны на классическом, транзакционном принципе.

Т.е документы хронологически отражаются в учете, формируют проводки, а отчеты «снимают» результаты.


Тогда когда процесс работы (регламенты) хорошо налажены (соблюдаются), когда все цепочки действий продуманы, то транзакционный принцип замечательно работает.

Теперь, для иллюстрации, приведу один пример из жизни…


Рассмотрим ситуацию с компанией, в которой для целей упр. финансового учета внедрен и используется

блок «Казначейства», и в частности сотрудники оформляют документы «Заявка на расходование д/с».

Предположим, что далеко не все сотрудники соблюдают регламент оформления в программе документов

«Заявка на расход д/с». И в результате, частенько в документах не правильно указывается подразделение затрат - т.е к чему относятся затраты и т.д.

В соответствии с транзакционным принципом, эти документы при проведении отражаются в учетных регистрах

и формируют «по аналитике», получается, не правильную, искаженную картину. Хотя по сумма и др. контурам
учета все в порядке.

Понятно, что по таким данным адекватьный БДС не сформируешь.


И что приходится делать работнику фин. службы ? Выявлять, исправлять и перепроводить (уже с установленной правильной аналитикой) документы «Заявки на расходование д/с».


Однако при этом, такое «перепроведение» "как бы никому" (ни каким другим службам и пользователям программы), кроме него самого и не нужно.


По суммам в документах все «ОК», контрагент правильный, расчеты – в порядке, бухгалтерия – тоже никаких претензий не имеет...

А вот тот факт, что приходится «перепроводить» документы прошлого периода (допустим бухгалтера уже закрыли период, а фин. отдел еще не отчитался), то это реально будет мешать многим.

Но давайте посмотрим на решении проблемы по иному.. А как было удобно, если бы была возможность поправить данные непосредственно в самом отчете. Т.е. увидев «перекос между аналитиками», финансист

тут же бы поправляет (перераспределяет по аналитикам) цифры и все!

Однако, в концепции транзакционных систем, так делать нельзя! Нужно вводить сторнирующие документы…
Таким образом, очевидно, что сам «транзакционный принцип» построения учетных систем усложняет процесс формирования итоговой финансовой отчетности.


Еще надо заметить, что процесс корректировок (сторнирования) документов в «транзакционных системах», является узким местом.


Так как:
  • «перепроведение» документов может привести к нежелательным изменениям в учете, где до этого было все ОК.
  • автоматическое формирование (точечное) только нужных нам сторно - движений (или функционал корректного «допроведение» документов) - это мало - где реализовано.
Вот и выходит, что альтернативный принцип построения системы формирования упр. отчетности – это не транзакционный принцип.

Как раз пример того, как финансист смог бф откорректировать данные отчета БДС непосредственно в самом отчете, и далее, эти корректировки бы автоматически учлись при формировании других отчетов - это пример системы, которая построена по такому, не транзакционному принципу.

И такая система, а точнее говоря “движок для построения таких систем» в линейке продуктов "1С" есть.


Это – программный продукт «1С: Консолидация».

И для «1С : Консолидация» уже созданы и доступны некоторые «типовые модели - настройки», например «Трансформация и Консолидация по МСФО».

Есть, к примеру, и методическая модель «Бюджетирование торговой компании», которая как раз нацелена на формирование управленческой отчетности.


Однако, для эффективного формирования упр. отчетности, в первую очередь важно именно наличие «движка». Т.е системы, внутри и по правилам которой можно описать нужные нам (оптимальные именно для нашей компании) процессы автоматизации:
  • Cбора, получения данных;


  • Последовательного преобразования, трансформации данных;


  • Формирование группы, иерархии отчетов;


  • Анализа и корректировки отчетов;
ИТОГО: если вы решаете задачу формирования управленческой отчетности, то я рекомендую вам обратить внимание на продукт «1С: Консолидация Проф».

Это – путь формирования профессиональной управленческой отчетности без необходимости перехода на ERP-системы.



PS. Данной статьей я начинаю серию публикаций по вопросам технологии/методологии применения продукта «1С: Консолидация Проф» для целей автоматизации управленческого учета.

.$.
Открыть

    © 2011 Горский Михаил.